Пресса о нас

Впечатление о новой книге Валентины КОРОСТЕЛЁВОЙ
«СТРОКИ И СУДЬБЫ»
Издательский дом «Звонница – МГ», 2017. – 280 с.
(Серия 20-й век: Лики. Лица. Личины).

Двадцатый век с самого начала дал России такое обилие поэтических дарований, что сейчас складывается впечатление, будто он по инерции стал веком русской поэзии. По яркости поэтических имён и направленности поэзии или поисков в ней можно в прошлом столетии условно выделить три этапа: поэзия Серебряного века, Великой Отечественной войны и поэзия, берущая начало в 60-х, когда в нашей стране наблюдался явный поэтический бум.
Некоторым из поэтов было суждено прожить несколько из этих этапов, что, естественно, в какой-то мере отражалось и на творческой тематике их произведений.
Валентина Коростелёва – сама прекрасный поэт, многих из тех, о ком в этой книге написала, знала лично. И это сочетание – собственной поэтической одарённости и личного знакомства с немалым числом героев своих очерков – даёт её книге особую ауру «размышлений изнутри».
Именно поэтому книга, состоящая из 28 отдельных очерков – развёрнутых и небольших, а также, эссе – о поэтах от Александра Блока до Евгения Евтушенко включительно, читается как единое целое, окрашенное тончайшими нюансами поэтических дарований, черт характеров и особенностей времён, в какие жили каждый из её знаменитых или просто известных ныне лишь узкому кругу читателей персонажей.
Причём, если при жизни некоторые из них не считались поэтами первого ряда, будучи затмеваемыми более громкими именами их собратьев по перу, то по истечении времени – единственного объективного и беспристрастного нашего судьи – отчётливо видно, что их вклад в поэзию не менее значим, чем вклад тех, чьи имена гремели при жизни.
И в том, что Валентина Абрамовна сумела это показать, огромная её заслуга для нашего литературоведения и просто для любителей истинной поэзии.
Очень важно, на мой взгляд, отметить и то обстоятельство, что при всём разнообразии поэтических дарований, судеб в литературе, направлений в искусстве, предпочитаемых тем или иным поэтом, все, о ком пишет здесь Валентина Коростелёва, внутренне объединены между собой тем, о чём Александр Блок написал, когда почувствовал это в себе:

…Что через край перелилась
Восторга творческого чаша,
И всё уж не моё, а наше,
И с миром утвердилась связь…

Поэтому при всех творческих особенностях каждого из 28 представленных здесь поэтов, для меня самым значимым и интересным было ощутить, как у каждого из них «с миром утвердилась связь», так как именно в такие моменты и рождаются самые значимые строчки, которые остаются потомкам.
Конечно, у каждого из нас есть пристрастие к тому или иному поэту. Кто-то тебе ближе по мироощущению и стилю, кто-то не так сильно трогает. Для меня, например, здесь есть поэты, чьё творчество подвержено заметным перепадам, объясняемым особенностями личности и направлениями её развития. Наверное, ярчайшей из таких противоречивых фигур является в моём восприятии Евгений Евтушенко, чьи личностные, а, следовательно, и творческие перепады впечатляют своими амплитудами.
Но всё равно, каждый из них внёс заметную лепту в русскую поэзию 20-го века, и Валентина Абрамовна убедительно это показывает.
Нередко случается так, что прочитав талантливый очерк о чьём-либо творчестве, открываешь в ещё недавно не близком тебе поэте струнки, которые заставляют иначе на него взглянуть, перечитать то, что читал давно, или прочитать то, что в своё время по причине твоего ранее поверхностного восприятия того или иного поэта, не читал.
И в этом ещё одна заслуга Валентины Коростелёвой. Её очерки и эссе написаны так, что равнодушным ни к кому из этих 28 поэтов не остаёшься. Может, повторю, это происходит потому, что Валентина Абрамовна сама поэт глубинный, прекрасно знающий русскую и мировую литературу, влюблённый в слово и трепетно к нему относящийся. Отсюда и влюблённость в талант другого, а также умение подать его щедро читателю.
Я мог бы здесь остановиться на творчестве каждого из поэтов, о ком автор пишет. Но вряд ли это требуется. Во-первых, потому, что так ярко, как Валентина Коростелёва, сказать не сумею. Во-вторых, у каждого читателя своё восприятие прочитанного. И в-третьих, потому, что многие из этих материалов были опубликованы на страницах таких изданий, как «Литературная газета», «Литературная Россия», «Культура», журналов «Наш современник», «Виноград», «Российский колокол», «Венский литератор», «Новый ренессанс» (Германия)…, а также на самом читаемом литературном сайте «Российский писатель». И везде они получали высокие оценки профессиональных литераторов (коллег по литературному цеху) и читателей, умеющих оценить истинную литературу.
Вот почему немалое число этих публикаций отмечены дипломами и знаками отличия на разных представительных всероссийских и международных литературных конкурсах, где Валентина Коростелёва неоднократно получала высокое звание Лауреата.
Поэтому мне остаётся лишь поблагодарить Валентину Абрамовну за её многолетний, талантливый и благородный труд во имя русской литературы, окрашенный любовью автора к своим героям и заботой о будущем великой культуры России.
И пожелать читателю достать эту книгу и остаться наедине с прекрасными очерками и эссе о знаковых людях в поэзии 20-го века.
Убеждён, что никто не пожалеет.

Григорий БЛЕХМАН,
поэт, прозаик, публицист, литературовед,
лауреат международной и всероссийских литературных премий,
член Союза писателей России

Очень нужная книга

Валентина Коростелёва в очередной раз порадовала читателей выходом  новой книги - «Строки и судьбы. Повествование о творчестве 28 русских поэтов» (издательство «Звонница», серия «Лица. Лики. Личины»).

С именем Валентины Коростелёвой всегда связаны ожидания глубоких,  нравственных и высокохудожественных произведений, будь то поэзия, проза или публицистика. Умение автора соединить все жанры ради главной цели, вызвать интерес у читателя к творчеству самых ярких, самобытных, талантливейших поэтов ХХ века - ярко выражено в данной книге. Это не учебник по литературе с «правильными» формулировками о творчестве и месте поэтов в истории литературы, а откровенный разговор  с читателем не только о поэзии, но и о «временах и нравах», по-своему влиявших на судьбы героев книги.
Очень точно определён жанр данного издания – повествование (хорошее русское слово, редко нынче употребляемое). В данном случае  это рассказы на документальной основе, написанные образным русским языком, в том числе поэтическим.
Каждое имя – эпоха: от Александра Блока до Николая Дмитриева. Читателю предлагается заглянуть в творческую лабораторию больших поэтов, узнать истоки создания известных произведений, их соотношение с литературными течениями того или иного периода. И даже после прочтения книги не хочется расставаться с её героями, особенно когда чувствуешь, что вот этот поэт, эти стихи – близки твоей душе, делают твою жизнь богаче. Надо отметить, что и приведённые литературные цитаты очень точно отражают суть поэзии того или иного писателя. К примеру, приводятся такие слова Анны Ахматовой: «Когда я писала (стихи) я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны». В рассказе о  Сергее Есенине вспоминаются слова Горького, назвавшего его «органом, созданном исключительно для поэзии».
С большой любовью написаны очерки о поэтах, с которыми автор была знакома лично, общалась. Вызывают несомненный интерес рассказы о личных встречах с Николаем Рубцовым, Николаем Старшиновым, Виктором Боковым, Николаем Дмитриевым и другими. Не забыты Валентиной Коростелёвой  и детские поэты – Барто и Чуковский.
По прочтению книги испытываешь чувство приобщения к высокой, такой ценной в наше время, поэзии. «Жизнь состоялась, и творчество достигло своих высот» - эти слова из эссе о Николае Дмитриеве можно отнести к большинству
героев книги.
И конечно же, нужно отдать должное издательству «Звонница», которое выпустило такую исключительно нужную книгу, кстати, очень хорошо оформленную. Она будет надёжным подспорьем для молодых читателей, которые только начинают познавать поэтическую планету. В свою очередь учителя литературы, библиотекари найдут много интересного и полезного в книге «Строки и судьбы»,  которая наверняка пригодится им в работе, а массовый читатель не раз скажет спасибо Валентине Коростелёвой.

       Нина Акатьева, библиотекарь,
                                                         Заслуженный работник культуры РФ, г. Балашиха.